Когда в ссср появилось телевидение? История телевизора - этапы создания и изобретатели Сообщение о телевизоре.

21 декабря признан днем телевидения. Знаменательная дата отмечается во всем мире. С момента возникновения телевизор активно используют для распространения сведений и фактов, формирования идей и ценностей в обществе. Уже несколько поколений людей не представляют себе жизни без голубых экранов. Телевизор – это средство развлечения, ретранслятор новостей и разнообразной информации. Сложно поверить, но история этого поистине величайшего изобретения насчитывает немногим больше столетия.

Другой немец, физик К. Браун, создал уникальную деталь - электронно-лучевую трубку. Она передавала изображение на другие устройства. В 1907 году Б. Розинг подвел теоретическую базу под это открытие, соорудив свою версию трубки, посредством которой получил изображение, правда, пока - статичное. Так, взлет телеиндустрии начался с неподвижной картинки.

Интересный факт: большинство ученых в детстве слыли фантазерами. Чтобы совершить открытие, о нем надо мечтать.

Родоначальниками телевидения считают немецких ученых. Еще в 1884 году Пауль Нипков, один из таковых, создал первую систему телевидения, которая впоследствии легла в основу так называемого механического телевизора. Это был диск, передающий изображение посредством импульсов электричества. В устройстве в спиралевидном порядке содержались отверстия. Напротив устанавливался фотоэлемент, на который попадали лучи, проходя предварительно через плоскость диска. Изобретение носило название «электронного телескопа». Оно использовалось для того, чтобы принимать и передавать телевизионные сигналы.

Диск, передающий сигнал в первых телевизорах, имел 300 отверстий. Транслируя грубую и нечеткую, механическую картинку, он оказался рубежной чертой, разделившей позапрошлое и прошлое столетия.

2. Изобретение механического телевизора - лицо в деталях

Человек не останавливается на достигнутом. Стремление к совершенству - основа его сущности - становится первопричиной открытий. Великие умы не удовлетворились качеством изображения, и работали над тем, чтобы сказочная тарелочка с золотой каемочкой передавала четкие сигналы. Следующим этапом развития мысли стало высокое качество передачи сигналов. На экране уже можно было различить мелкие подробности, лица людей. Прорыв в области совершил швед Джон Бэрд. Используя ставший к тому времени знаменитый диск Нипкова или «электронный телескоп», как он именовался в патентном документе, ему удалось достичь четкого сигнала.

Хотите знать, кто придумал телевизор? Именно Джон Бэрд первым создал телесистему, которая передавала не просто картинку, а изображение в движении. 1925 год – это та дата, когда было создано устройство.

Достижение инженера стало плацдармом для развития малострочного или механического телевидения. Механические системы занимали главенствующие позиции на рынке телевизоров достаточно долго, вплоть до конца 40-х годов прошлого столетия. Только перешагнув рубеж второй половины ХХ века, человечество перешло на телевизоры электронного типа.

В СССР механические устройства были распространены более длительное время. Их окончательно заменили на электронные телесистемы только после окончания Второй мировой войны.

3. Популяризация телевидения, формирование масс

Телевизор не сразу стал популярным. Да, сегодня каналы и передачи удовлетворяют любопытство пользователей, но в начале прошлого столетия все было по-другому. У людей не было средств на покупку, у магазина - ассортимента, а у телевизионных аппаратов - соответствующего качества.

Первые фильмы были о движении локомотивов, работе представителей различных профессий. Как только стало возможным массовое производство телевизоров, активно стала развиваться телеиндустрия – создавали телешоу, снимали художественное кино.

Информационные средства не остались незамеченными государственной машиной. Телевизор стали активно формировать массовое сознание граждан. Регулярное телевещание впервые появилось в 1936 году в Великобритании, немного позже – в Германии. Движущаяся картинка в сочетании со звуком возымела гораздо больший эффект, чем книги и радио вместе взятые. Развитие телевидения стало началом формирования массовой культуры, какой мы ее видим ныне.

4. Электронный телевизор - 5 дюймов прорыва

Механические телевизоры изначально не давали достойного качества изображения, обладали ограниченным ресурсом развития и совершенствования. Вот почему японским и американским физикам и инженерам приходилось прибегнуть к электронным средствам.

В 1933 году опыты по созданию электронных телевизоров увенчались успехом. Прорыв совершил американский ученый, выходец из СССР, Владимир Зворыкин. Исследователь изобрел катодную трубку, которая вплоть до недавнего времени была обязательной частью всех телевизоров. Всего три года понадобилось ученому, чтобы создать на основании собственного изобретения первый электронный телевизор, который можно использовать вне лабораторных условий. С этого момента берет начало массовое телевидение.

Американская лаборатория RCA В 1939 году презентовала миру первый аппарат, созданный специально для использования в быту. Это была модель RCS TT-5. Любители просмотра телепередач, привыкшие смотреть любимые шоу с плоских экранов, висящих на стене, словно картина, были бы немало удивлены, увидев этот громоздкий прибор, напоминающий деревянный ящик. Экран при этом был небольшим, как у современного телефона средних размеров - 5 дюймов. В это сложно поверить пользователям, привыкшим к широкоформатным телевизорам с .

Стремление к совершенству не позволило исследователям почить на лаврах. В 1960 году радиолампы были низвергнуты, уступив место полупроводникам. С того времени телевизоры стали весьма востребованным товаром. Ведущие фирмы-производители трудились над созданием совершенных модификаций. Для передачи сигнала были задействованы микросхемы. Современные же технологии позволили заключить необходимые для работы элементы в единственной микросхеме.

Телевизор перестал быть «ящиком» и стал картинкой. С каждым днем темпы развития набирают обороты, открывают перед пользователями новые возможности. Аналоговое телевидение практически полностью исчерпало себя. Ему на смену приходит спутниковое и цифровое телевидение.

5. Телевидение в СССР - все началось с Б-2

Первый телевизор на территории СССР собрали в 1932 году. Механическая модификация именовалась Б-2. В это же время начинает проводиться опытный телесеанс. Постоянный телецентр появился в 1937 году. Изначально его использовали в опытных целях. Эксперименты окончились через 2 года, в 1939 года телевещание приобрело регулярный характер. В период Второй мировой войны развитие телевидения, как и само телевещание, было прервано. Телецентр снова начал вещание к концу второй мировой войны.

Рождение электронной модели популярного телевизора КВН 49 датируется 1949 годом. Устройство имело экран с небольшой диагональю. Для работы устройства применялась линза, куда заливали дистиллят. Конструкция аппарата совершенствовалась, хотя до моделей даже ей было далеко.

Основные вехи развития телевещания в СССР:

6. Цветное телевидение появилось в 1928 году

Красочные картинки, транслируемые по ТВ, связаны с именем изобретателя Владимира Зворыкина, который создал цветной телевизор. Хотя сознание связывает цветное ТВ со второй половиной ХХ столетия, первое устройство, которое ретранслировало изображение в цвете, появилось в 1928 году. Технические возможности так и не позволили запустить его в массовое производство.

Задуманное удалось реализовать только к 50-м годам, а точнее к 1954 году. Свет увидел первые цветные телевизоры с экраном на 15 дюймов. Их родителем оказалась корпорация RCA.

Спустя некоторое время на рынке появились 19-, также 21-дюймовые модификации. Их стоимость превышала тысячу долларов. Подобная роскошь была по карману не каждому обывателю - массам приходилось довольствоваться более демократичными вариантами.

7. Развитие телевизоров до сегодняшнего дня

С конца ХХ столетия телевизоры преображаются практически полностью. Не переживая особенных внешних изменений, телевизоры эволюционировали “изнутри”. Эксперименты конструкторов были направлены на внедрение микросхем, заменивших традиционные полупроводники, которые в свое время сменили лампы. Вместо дерева постепенно начинают использовать пластик для создания корпуса.

С 90-х годов отмечается спад спроса на телевизоры. Это объясняется просто: рынок насытился. Практически в каждом доме есть телевизор, а то и не один. В ответ на падение потребительского интереса производители внедряют революционные технологии:

  • управление осуществляется дистанционно, с использованием пульта;
  • благодаря применению укороченного кинескопа телевизоры становятся более «плоскими» ( - впереди);
  • появляются плазменные технологии.

Следует особо остановиться на изобретении плазменных телевизоров. Интересно, кто их придумал? Его создателей было несколько - сотрудники Иллинойского университета. Среди них - Д. Битцер, Г. Слоттоу. Они презентовали экспериментальный образец на принципе плазмы в 1964 году. Правда, в тот момент их инновация не обрела практическое применение ввиду отсутствия цифровых технологий. Только после того, как на смену аналоговому телевидению пришла «цифра», плазменные телевизоры получили распространение.

Надо сказать, что триумф плазмы был недолгим. Уже в начале ХХI столетия параллельно с плазменными начинают появляться ЖК телевизоры. К этому времени производство аппаратов с кинескопом окончательно кануло в лету.

Использование жидких кристаллов в производстве телевизоров открыло новые возможности перед исследователями. Они позволили создавать объемное изображение! Могло ли это привидеться первым изобретателям, для которых достижением была передача четкого изображения человеческих лиц!

Трехмерное телевидение было запущено в начале столетия, хотя первые попытки создать объемное изображение датируются еще 1975 годом. Кто придумал , сегодня остается загадкой, поскольку технология разрабатывалась одновременно в разных концах света ведущими производителями телевизионного оборудования.

С 2010 года сворачивается также изготовление плазменных телевизоров. В 2015 году их выпуск окончательно прекратился. Отныне будущее – за LCD аппаратами.

Телевизоры перестали быть просто телевизорами. Современные экраны имеют возможность выходить в интернет, интегрироваться с домашней компьютерной сетью, взаимодействовать с разнообразными устройствами типа видеокамер, фотоаппаратов, флешек.

Больше, чем половина телевизоров, которые выпускаются сегодня, используют , существуют модели с изогнутым экраном.

Развитие технологии телевизоров каждый день радует пользователей все новыми возможностями. Фантазия человека поистине не знает границ, ученые будут искать пути осуществления смелых решений. Сегодня мир говорит об инновационных экранах, которые позволяют просматривать объемное изображение без применения специальных очков. Телеиндустрия переформатируется на трансляцию передач в трехмерном объеме. Что будет завтра? Поживем – увидим!

Интересно и познавательно о телевизорах для детей здесь рассказывают фиксики

В начале 20 века было придумано как показать изображение, а потом как передать с помощью радиоволн телепередачу. Начали выпускать телевизоры, мы посмотрим как дизайнеры и инженеры усовершенствовали телевизионные приёмники с момента создания телевизора и до наших дней. Посмотрим как произошла эволюция телевизора. А также расскажем историю телевизоров кратко.

Первые телевизоры

В США производство телевизоров началось в 1928 году моделью производства механического телевизора от General Electric с названием "Octagon", этот приёмник не пошёл в большую серию и выступал в качестве прототипа.

В Великобритании также был разработан механический телевизор в 1928 году имел название "Baird Model "C".

Аналогичные телевизоры выпустили в Франции 1929 год и СССР 1934 год.

Когда появились телевизоры

В середине 30 годов 20 го века, были разработаны электронные телевизоры, они имели маленький экран. Такие телевизоры выпускали США, Великобритания, Германия, Франция и СССР.

Телевизоры в 1940-1945 годах

1940-1945 во время Второй Мировой войны, промышленность перешла на разработку военной техники, разработка телевизионных приёмников была приостановлена.

После войны Европа была занята восстановлением, поэтому телевизоры выпускали только США, Великобритания, одну модель выпустила также Франция. Телевизоры стали меньше по своим габаритам.

Телевизоры 1950-1960 годов

1950-1960 телевизоры стали выпускать с экранами диагональю 7-10 дюймов, был разработан принцип передачи цветного телевизионного сигнала, в США начали выпускать цветные телевизоры, телевизоры стали комплектовать дистанционным управлением (телевизор соединялся с пультом кабелем). Выпускать телевизоры стали и другие страны Бразилия, Канада, Чехословакия, Италия, Япония также выпустила свой первый телевизор фирмы Sharp.

Телевизоры 1960-1970 годов

1960-1970 телевизоры усовершенствовались если первоначально телевизоры выпускались на электронных вакуумных лампах, после изобретения полупроводников телевизоры стали выпускать с применением транзисторов. Экраны стали большие 25 дюймов.

Телевизоры 1970-1980 годов

1970-1980 в этот период произошло постепенное сворачивание производства чёрно белых телевизоров, внимание производителей было обращено не только на техническую сторону, а и на дизайн телевизора.

Телевизоры 1980-1990 годов

1980-1990 особо телевизоры не менялись, производители экспериментировали с дизайном, выпускали переносные телевизоры, с технической стороны происходил переход от полупроводников к микросхемам. Корпуса телевизоров начинают делать из пластика.

Телевизоры 1990-2000 годов

1990-2000 сокращается количество производителей телевизоров, на это влияет уменьшение потребительского спроса и насыщение рынка телевизорами. Корпуса телевизоров полностью начинают выпускать из пластика. Полноценное управление только с помощью дистанционного управления, благодаря усовершенствованным технологиям (Slim) электронно лучевые трубки стают укороченными, также разработано плоские кинескопы. Появились первые плоские телевизоры изготовленные по плазменной технологии. В 1992 году японская компания Fujitsu разработала первую цветную плазменную панель диагональю 21 дюйм (53 см). Массовый выпуск плазменных телевизоров начался в 1995 году. Начались разработки LCD телевизоров. Начало производства LCD телевизоров тормозило качество панелей, а именно большое время отклика, что делало их не конкурентноспособными с плазмой.

Телевизоры 2000-2010 годов

2000-2010 в начале 21 века к плоским телевизорам изготовленным по плазменной технологии начали выпускать плоские ЖК телевизоры. К концу десятилетия свёрнуто производство кинескопных телевизоров (CRT). Телевизоры ведущими производителями выпускаются или LCD или плазма.

Телевизоры 2010-2020 годов

2010-2020 практически прекращено производство плазменных телевизоров, Последний значимый производитель Panasonic прекратил производство плазмы в 2014 году. Китайские производители чуть позже. Выпускаются только LCD телевизоры, подсветка экрана производиться не лампами а светодиодами. Телевизоры стали компьютерами имеют возможность выхода в интернет интегрируются в домашнюю компьютерную сеть. В середине десятилетия прекращено производство LCD телевизоров, на замену подсветки лампами пришла подсветка светодиодами. Освоен выпуск телевизоров не требующих внешней подсветки OLED телевизоры. В изготовлении экранов стали применять новые материалы, появились LED телевизоры на квантовых точках.

Разрешение экрана если в 2010 в основном выпускались телевизоры с HD и Full HD экранами тов 2015 более половины телевизоров имеют разрешение UHD, к 2019 году около 90% производимых телевизоров имеют разрешение UHD. Выпускаются телевизоры с изогнутыми огромными экранами до 100 дюймов.

Эксперименты с 3D 2012-2016 года массово производились телевизоры с поддержкой объемного изображения. Но эта технология не была востребована к 2017 году производство 3D телевизоров было прекращено.

Конец десятилетия выпущены телевизоры с разрешением 8K. Продолжается усовершенствование технических возможностей, реализовано поддержка HDR (возможность управлять качеством изображения вплоть до конкретного кадра) но необходим контент с HDR метаданными.

Идеи создания матричного ТВ-экрана бродили в головах российских изобретателей еще четверть века тому назад.

Мы уже привыкли к плазменным и ЖК-телевизорам и компьютерным мониторам. Привыкли настолько, что прежние громоздкие «ящики» на базе электронно-лучевой трубки (которые были «классикой» 10-15 лет назад) уже воспринимаются как анахронизм, как что-то курьёзное и несуразное. Больше того: сегодня уже вовсю говорят о гибких экранах, которые можно свернуть в рулон или вешать на стену на манер ковра.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Путь, пройденный изобретателями, инженерами и технологами от громоздкой электронной трубки до гибких экранов, конечно же, был непростым. Телеэкраны (как, впрочем, и большинство других привычных нам вещей) имеют свою долгую и интересную историю, отдельные этапы которой помогают проследить старые публикации в журналах.

О том, как конструкторы боролись буквально за миллиметры толщины корпуса телевизоров, рассказано в статье Рудольфа Свореня «Листики ТВ-экрана», опубликованной в мартовском номере журнала «Наука и жизнь» за 1987 год.

Уже тогда, в конце 1980-х, в печати стали появляться первые сообщения о создании плоских экранов (и даже гибких, которые можно отрезать от рулона по нужным размерам), а на выставках демонстрировались японские микротелевизоры в наручных часах, карманные телевизоры небольшой толщины и пр.

В своей статье Р. Сворень рассказывает о двух направлениях конструкторской мысли, нацеленной на создание плоских телевизоров. Первое из них – это совершенствование электронно-лучевой трубки (ЭЛТ). На иллюстрации к статье (см. рис. 2) показано, как можно реализовать это за счет увеличения угла отклонения электронного луча. Рисуя ТВ-картинку строка за строкой, луч (поток электронов, удары которых заставляют люминофор на переднем стекле ЭЛТ светиться) под действием отклоняющей системы из электромагнитных катушек отклоняется влево-вправо, и чем «размашистее» эти его движения, тем короче можно сделать кинескоп при одной и той же ширине экрана. Соответственно, и корпус телевизора можно сделать более плоским. Р. Сворень приводил такой пример: в телевизоре «Рубин-268» производства СССР использовался кинескоп с углом отклонения 110 градусов и размерами экрана 67 см, при этом глубина телевизора была примерно 45 см. А если бы в нем стоял кинескоп с углом отклонения 90 градусов или 50 градусов (именно с пятидесятиградусных кинескопов начинало послевоенное массовое телевидение), то телевизор имел бы глубину примерно 55 или 80 см (вместо 45). Однако, как отмечал Р. Сворень, угол отклонения 110 градусов можно было на тот момент считать пределом возможного, поэтому конструкторы были вынуждены искать новые идеи. Одна из них – поворот электронного луча на 90 градусов электромагнитным коллиматором, совмещенным с отклоняющей системой (рис. 2,д). Горловина ЭЛТ при этом отогнута вбок и за счет этого можно достичь довольно значительного уменьшения толщины. Правда, в таком кинескопе достаточно сложно обеспечить точность попадания луча в нужную точку люминофора, поэтому такие электронные трубки выпускались лишь с небольшими по размеру экранами.

Еще одна конструкция, о которой в своей статье упоминал Р. Сворень, была реализована в карманных телевизорах японской фирмы «Мацусита». Основана она была на достаточно очевидной идее: чем меньше экран, тем короче кинескоп. Поэтому конструкторы попросту объединили в одном вакуумном баллоне много примыкающих друг к другу и согласованно работающих маленьких кинескопов, каждый из которых рисует на люминофоре свою часть картинки. Такой ячеистый плоский экран состоял из 3000 микрокинескопов и имел общий размер 25 см при толщине телевизора 10 см.

Сегодня, конечно, такая громоздкая конструкция может показаться своего рода «техническим анекдотом». Но сам этот принцип – разделение одного большого «излучателя» на множество маленьких, – по сути, стал предтечей нового направления полета научной и конструкторской мысли. Р. Сворень фактически застал и зафиксировал в своей статье (см. рис. 3) момент рождения первых матричных телеэкранов: светодиодных (где каждая точка – пиксель образуется своим, отдельным светоизлучателем), люминофорных (в которых электронные лучи создавались при помощи взаимно перекрещивающихся электродов в виде полосок) и собственно жидкокристаллических матричных экранов, которые сегодня стоят на столе практически у каждого из нас.

Кстати, небезынтересным является тот факт, что идея матричного люминофорного ТВ-экрана была в 1978 году предложена одним из читателей журнала «Юный техник», Сергеем Афанасьевым из г. Клин (см. «ЮТ» №12, 1978 г., стр. 56–57). Эта идея была отмечена авторским свидетельством журнала «Юный Техник», а в опубликованном в №12 за 1978 г. комментарии члена экспертного совета «ЮТ» инженера С. Валянского была приведена примерная схема такого телеэкрана (рис. 4).

А в статье «Что вместо кинескопа?» инженера И. Зверева, которая была опубликована в журнале «Юный Техник» в 1985 году (№3, 1985 г., стр. 10–13) уже была подробно описана конструкция тонкопленочного электролюминесцентного матричного экрана (рис. 5), разработанного учеными Института полупроводников АН УССР (для нынешнего молодого поколения читателей поясним, что такое УССР: так в те времена называлась республика Украина).

Таким образом, не только Япония, США и другие зарубежные государства, но и наша страна (тогда еще – СССР) стояла «у истоков» технологий создания современных матричных экранов. Остается только надеяться, что инженерам и конструкторам современной России удастся хотя бы отчасти вернуть утраченные во времена пресловутой «перестройки» позиции одного из мировых лидеров в разработке электронных устройств и реализовать, наконец, «обещанные» в далеких 1980-х гибкие ТВ-экраны, которые можно сворачивать в рулон…

10 мая 1932 в Ленинграде на заводе «Коминтерн» была произведена первая партия советских телевизоров – 20 пробных экземпляров устройства с названием Б-2.
Это дало начало отечественному производству телевизионных приемников, которое имело периоды взлета и падений, успехов и неудач. И сегодня мы расскажем про 10 самых известных, легендарных телевизоров советской эпохи, некоторые из которых до сих пор работают по прямому назначению…
Телевизионная приставка Б-2
1. Телевизор Б-2 был выпущен еще до того, как в Советском Союзе началось регулярное телевещание. Он был разработан в 1931 году Антоном Брейтбартом, тестовая партия была выпущена в 1932, массовое производство началось в 1933 и длилось до 1936.


2. Б-2 обладал экраном 16 на 12 миллиметров с разверткой в 30 строчек и частотой 12,5 кадров в секунду. Это сейчас такие размеры и показатели кажутся смешными, а тогда устройство считалось невероятно современным с технологической точки зрения.
Впрочем, Б-2 был не телевизионным приемником, как привычные нам телевизоры, а лишь приставкой, которую необходимо было присоединить к средневолновому радио.
КВН-49


3. В конце тридцатых – начале сороковых годов в Советском Союзе выпускалось сразу несколько моделей электронных телевизоров, частично по американской лицензии, частично собственной разработки, но массовым продуктом они так и не стали – помешала Великая Отечественная война. А первым по-настоящему «народным» аппаратом стал КВН-49.


4. Ставший легендарным телевизор был разработан в Ленинградском НИИ телевидения инженерами Кенигсоном, Варшавским и Николаевским, в честь которых и получил свое название. Этот аппарат стал одним из первых в мире, рассчитанным на стандарт разложения 625/50.
КВН-49 выпускался в разных модификациях до 1967 года, но он до сих пор известен широкой общественности благодаря необычному виду (навесная линза с водой или глицерином для увеличения изображения) и популярной юмористической игре, получившей название в его честь.
Рубин-102


5. В 1957 году началась эпоха советских телевизоров под легендарной маркой Рубин. В этом году стартовало серийное производство телевизионного приемника Рубин-102, которое длилось в течение 10 лет. За это время было создано более 1 миллиона 328 тысяч его экземпляров.


6. Рубин-102 мог принимать 12 телеканалов (реально было куда меньше) и переключаться на радиоволны. В нем также были гнезда для магнитофона и звукоснимателя.
Рубин-714


7. Но все-таки название «Рубин» у нас ассоциируется, в первую очередь, с телевизионным приемником Рубин-714. Он не был первым советским цветным телевизором, но стал одним из самых массовых в стране – за девять лет в 1976-1985 годах было выпущено 1 миллион 443 тысяч экземпляров, из которых 172 тысячи ушло на экспорт.


8.
Рассвет-307


9. Но даже эти огромные показатели меркнут, если сравнивать их с количеством произведенных телевизоров Рассвет-307. Ведь за всю историю данной модели и очень близкой к ней 307-1 было выпущено 8 (!) миллионов штук.


10. Этот черно-белый телеприемник начал выпускаться в 1975 году, когда уже появились цветные телевизоры, и, тем не менее, все равно завоевал огромнейшую всесоюзную популярность. Произошло это, в первую очередь, из-за высокой надежности аппарата, а также его малой цены, по сравнению с цветными конкурентами.
Рекорд В-312


11. Еще один сверхпопулярный черно-белый телевизор, который массово выпускался и продавался в эпоху, когда уже вполне производились цветные приемники. Рекорд В-312 можно было купить в двух вариантах оформления: в отделке под дерево с глянцевой поверхностью и с покрытием текстурной бумагой.


12. Телевизор Рекорд В-312 выпускался с 1975 года по середину восьмидесятых. Людям он запомнился тем, что в нем было очень сложно проворачивать тумблер для переключения каналов, особенно, если потерялась ручка, и часто приходилось использовать для этого плоскогубцы или пассатижи.
Горизонт Ц-355


13. А пределом мечтаний советского человека считался телевизор Горизонт Ц-355, выпускавшийся на Минском радиозаводе с 1986 года. Этот телеприемник был невероятно дефицитным устройством – люди готовы были переплачивать значительные суммы за право купить такое устройство себе домой.


14. Дело в том, что в отличие от других советских телевизоров, Горизонт Ц-355 комплектовался японским кинескопом Toshiba с углом отклонения лучей в 90 градусов. А потому телевизор не требовал дополнительной регулировки изображения, а также был куда более надежным, чем приемники с отечественными комплектующими.
Весна-346


15. Одним из лучших украинских заводов, которые занимались выпуском телевизоров, считался концерт Весна из Днепропетровска. Первый телеприемник там был выпущен в 1960 году, но расцвет предприятия пришелся на семидесятые-восьмидесятые года. Самым известным и массовым продуктом этого производителя был телевизор Весна-346 (он же – Янтарь-346).


16. Телевизор Весна-346 выпускался с 1983 года и стал последней успешной моделью днепропетровского завода – последующие не снискали большой популярности, а в девяностых годах предприятие, как и многие другие, не выдержало конкуренции со стороны иностранной техники и приостановило производство.
Электрон Ц-382


17. Еще одним легендарным производителем телевизоров в УССР был львовский завод «Электрон». В восьмидесятых годах он выпустил сразу несколько популярных на весь Советский Союз моделей цветных телевизоров, самой массовой из которых считается Электрон Ц-382.


18. Электрон Ц-382 выделялся среди других советских телевизоров той эпохи хорошим качеством изображения, высокой надежностью, стильным дизайном и низким потреблением электричества. В том числе, благодаря успеху этой модели, каждый четвертый телевизор в СССР в восьмидесятых годах был производства концерта «Электрон».
Завод «Электрон» и сейчас производит телевизоры под собственной маркой. Правда, их популярность куда меньше, чем в советские времена.
Ровесник


19. Ровесник – самый маленький телевизор, выпускавшийся в Советском Союзе. Это портативный переносной телеприемник, который можно было купить в собранном виде, либо в виде конструктора, чтобы сложить устройство самому согласно инструкции. Последний вариант стоил на 20 рублей дешевле – 100 руб.


20. Телевизор Ровесник обладал экраном с диагональю 8 сантиметров и весил без аккумулятора всего 1,4 килограмма.

Девяносто лет назад телевидение из лабораторных экспериментов превратилось в общественную забаву: начали устраивать публичные просмотры, появляются первые промышленные телевизоры. За неполный век телевизоры прошли огромный путь от простых ящиков с вращающимися дисками до сложнейших электронных систем с плазмой, жидкими кристаллами и лазерами.

Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В новом цикле статей 42.TUT.BY вспоминает яркую историю телевидения.


Фото: 24smi.org

«Пантелеграф» и «диск Нипкова»

Первые работы в области передачи изображения на расстоянии появились эдак полтораста лет назад: в 1862 году итальянец Джованни Казелли разработал «Пантелеграф», который позволял передавать изображения по проводам. Правда, картинка была статичной, а оригинал при этом должен был находиться на медной пластине.

До тех пор, пока не открыли фотопроводимость селена и внешний фотоэффект, изображение без специальной подготовки передавать не получалось. А в 1884 году немец Пауль Нипков делает важное изобретение: диск с отверстиями, расположенными по спирали. Диск так и называется: «диск Нипкова».

Если за диском поместить какой-нибудь хорошо освещенный объект и этот самый диск раскрутить, то из-за быстрого вращения дырочек на его поверхности мы будем хорошо видеть объект. Можно построить такую аналогию: если быстро бежать вдоль забора с множеством щелей, то на большой скорости щели сольются и мы увидим то, что находится за забором.

А если вместо человека за диском будет наблюдать фотоэлемент, - то вот мы уже получили систему, сканирующую изображение. Теперь соединяем ее с таким же устройством с диском Нипкова, только вместо фотоэлемента используем источник света (лампу), - и тогда, находясь с другой стороны диска, мы будем видеть, как то же самое изображение восстанавливается.



Изображение из книги «Самодельный телевизор» (1937)

Чтобы изображение было четким, а путь дырочек диска не напоминал дугу, сам диск нужно было делать как можно большего размера и покрывать его большим числом крохотных отверстий, а размер кадра - как можно меньшим.

Тогда уже и сам кадр выглядит не как сегмент круга, а как прямоугольник, а траектория отверстий - почти прямая. Одно отверстия - одна строка «развертки». Известны системы, в которых было более чем по 400 отверстий. Но чаще всего использовался стандарт в 30 строк, а размер изображения едва превышал почтовую марку.

Интересно, что Пауль Нипков практически не интересовался внедрением своего изобретения и телевидением вообще, а выданный патент был отозван через 15 лет из-за отсутствия интереса к новинке.

На рубеже 19 и 20 веков начинают появляться первые телеприемники. Творческий поиск изобретателей шел по непроторенным тропинкам, и их системы разительно отличались одна от другой. Еще в 1900 году русский изобретатель Александр Полумордвинов разрабатывает «телефот» - первую в мире систему цветного телевидения с диском Нипкова. С цветом работает в Германии и русский эмигрант Ованес Адамян.

В 1923 году американец Чарльз Дженкинс передает движущееся силуэтное изображение, почти одновременно с ним шотландец Джон Бэрд также транслирует силуэты, а два года спустя, в 1925-м, впервые демонстрирует телепередачу полутоновых движущихся объектов.



Джон Бэрд с куклами для чревовещания Джеймсом и Стуки Биллом перед своей телевизионной установкой, 1926 год. Фото: Wikipedia

Забавно, что когда Бэрд пришел в редакцию газеты «Daily Express», редактор отправил сотрудников вниз избавиться от лунатика, который утверждает, что умеет видеть по радио, и что тот лунатик может быть вооружен.

В своей конструкции Бэрд использует диск Нипкова. В течение нескольких лет он разрабатывает цветной телевизор, устраивает трансляцию между городами и даже через океан, проводит прямую телетрансляцию скачек. Число строк вырастает с 5 до 30, а впоследствии Бэрд разработает даже 1000-строчное телевидение (которое, впрочем, останется экспериментом).

Так выглядело изображение на первом телевизоре Бэрда. Фото с сайта BairdTelevision.com

Самые первые в мире серийные телевизоры

Начинается яркая, но короткая эпоха механического телевидения. Появляются телевизионные компании во Франции, США, Германии.

В 1929-м американская компания Western Television выпускает первый в мире серийный телевизор - Visionette с диском Нипкова диаметром 17 дюймов (43 см). Всего было выпущено около 300 телевизоров этой модели.

Само устройство стоило 88,25 долларов, отдельно надо было покупать корпус (еще 20 долларов), приемник для звукового сопровождения (85 долларов) и неоновую лампу.

В пересчете на теперешние деньги (с учетом инфляции) такой комплект стоил бы около 3000 долларов. Да, поначалу телевидение было развлечением для богатых.



Телевизор Visionette. Фото с сайта EarlyTelevision.org

Телевизор Бэрда (он так и назывался - Televisor) - выпускался в Великобритании в 1930-1933 годах, всего изготовили около тысячи штук.



Фото с сайта TVHistory.tv

Первые телевизоры в СССР

В Советском Союзе первые экспериментальные телепередачи состоялись в 1931 году, а регулярные - лишь в конце 1934-го. Применялся немецкий телевизионный стандарт: 30 строк, частота 12,5 кадра в секунду (диск Нипкова должен при этом вращаться со скоростью 750 оборотов в минуту), соотношение сторон кадра 4:3. Передачи велись по полчаса в ночь с четного на нечетное число.



Расписание из журнала «Радиофронт»

Поначалу в нашей стране телелюбительство тоже было дорогим удовольствием: телеприемник марки «Б-2» (1933−1936) стоил 235 рублей. При этом телевизор надо было подключать к одному радиоприемнику, чтобы просто смотреть передачи, и еще к одному - чтобы попутно слушать звук.



Телевизор «Б-2». Фото: Википедия

Журнал «Радиофронт» популяризировал теледвижение в стране и публиковал схемы телевизоров для самостоятельной сборки; редколлегия журнала разработала несколько моделей простых телеприемников. Набор деталей для сборки телевизора модели «ТРФ-1» стоил всего 13 рублей, - за эту сумму можно было подписаться на журнал на год.